Напряженные отношения, или пару слов об аккумуляторах

В связи с наступлением холодов автоинструкторы решили рассказать про самые типичные ситуации из жизни АКБ.

Для начала разберемся, каким должно быть напряжение на клеммах и как его правильно замерить. Делается это на разомкнутой цепи, при холодном двигателе, причем клемму снимать не нужно. Напряжение должно быть не менее 12,5 В.

Если это значение ниже, то рекомендуется занести батарею в теплое помещение и зарядить. После выдержки (в течение 10-15 часов, батарея должна быть отключена от зарядного устройства) и заряда напряжение должно быть 12,5-12,7 В.

Если выставить такое значение не получается, обратитесь в сервисный центр, где АКБ попробуют «оживить». В противном случае придется покупать новый аккумулятор.

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) является критерием заряженности АКБ. Но многие фирменные тестеры показывают часто лишь то, что аккумулятор заряжен и в хорошем состоянии. Важно: если замеры проводятся непосредственно после окончания заряда, то полученное значение — напряжение при заряде, а не НРЦ. К примеру, в конце заряда тестер оценивает батарею при 12,8 В, но после суток хранения АКБ в теплом помещение НРЦ будет уже 12,3 В.

Разница между домашней и профессиональной зарядкой?
Во-первых, дома нет мощного оборудования, которая обеспечит любой возможный заряд, не важно, в каком состоянии аккумулятор. Идеальная зарядка — это комбинированная, сочетающая в себе заряд при определенном напряжении и определенным током. При разряде АКБ на поверхности пластин оседает сульфат свинца с довольно высоким электрическим сопротивлением.

При заряде вся эта активная масса должна вернуться в рабочее состояние, что недорогие импульсные зарядники обеспечить не смогут.

Если машина завелась от внешнего источника…
Зачем нужны зарядные устройства, если автомобиль получилось завести от внешнего источника? Возможно ли, что батарея придет в себя во время движения, и сколько на это потребуется времени? Если аккумулятор сел за ночь из-за не выключенных фар, то да. Но вот если разряд накапливался в процессе эксплуатации постепенно (при коротких поездках, в пробках), то времени на заряд батареи не хватит.

Правильная зарядка
Большинство непрофессиональных зарядных устройств даже при многоступенчатом режиме не могут полностью восстановить АКБ из-за низкого порога отключения и малой мощности.

Эффективным режимом заряда, особенно для аккумуляторов, которые разряжались понемногу и длительное время (так называемый, прогрессирующий недозаряд), считается заряд малым постоянным током примерно 1 А до напряжения 14,4 В. Далее — постоянное напряжение 14,4 В до тех пор, пока ток заряда не достигнет нуля. В большинстве случаев АКБ не достигнет 100‑процентного заряда (то есть НРЦ 12,7 В), но генератор на машине будет удерживать этот уровень, так что аккумулятор можно будет еще использовать, причем довольно долго. Такой алгоритм заложен практически во всех современных автоматических зарядных устройствах.