Ремонт, обслуживание и замена радиатора кондиционера

Назначение и устройство системы кондиционирования
Большинство современных автомобилей оборудованы системой кондиционирования (СК) воздуха, которая представляет собой комплекс устройств, создающих и поддерживающих в салоне транспортного средства комфортный микроклимат. Если кондиционер отсутствует, его можно установить как дополнительную опцию.

СК выполняет следующие основные задачи:

охлаждение воздуха, циркулирующего в салоне авто, до комфортной для водителя и пассажиров температуры;
предотвращение запотевания лобового и боковых стёкол машины;
поддержание в салоне оптимального уровня влажности;
предотвращение проникновения в салон выхлопных газов и запахов с улицы.
СК, как и любой другой узел авто, необходимо поддерживать в работоспособном состоянии. С этой целью следует периодически проводить её техническое обслуживание, а в отдельных случаях — и ремонт. Кроме этого, через определённые промежутки времени требуется дозаправка кондиционера хладагентом, функции которого выполняет фреон.

Любая СК состоит из следующих основных элементов:

радиатор системы кондиционирования (конденсор);
ресивер-осушитель;
расширительный клапан;
испаритель;
датчик давления;
компрессор.
Радиатор кондиционера (РК) состоит из множества сверхтонких каналов, благодаря которым оптимизируется теплоотдача и происходит конденсация хладагента. Чаще всего он изготовлен из алюминия, однако могут использоваться и другие сплавы.

В радиаторе происходит переход фреона из газообразного состояния в жидкое, то есть его конденсация. Принудительная циркуляция хладагента, в процессе которой происходит теплоотдача, происходит с помощью насоса компрессора.

Радиатор кондиционера
Радиатор кондицинера обычно изготавливается из алюминия
Для повышения эффективности обдува РК может быть оборудован дополнительными вентиляторами, установленными перед ним. Радиатор является довольно уязвимым узлом, подверженным механическим повреждениям и коррозии.

Принцип действия РК основан на физико-химических свойствах фреона и состоит в следующем:

Фреон принудительно циркулирует по замкнутому герметичному контуру системы кондиционирования.
Газообразный фреон сжимается компрессором, и его температура существенно повышается.
Компрессор направляет кипящий газообразный фреон под давлением в РК.
В РК фреон охлаждается и конденсируется.
Жидкий фреон направляется в контур высокого давления к расширительному клапану.
Фреон распыляется и направляется в испаритель.
Жидкий фреон испаряется, благодаря чему происходит охлаждение салона.
Холодный газ направляется в компрессор по контуру низкого давления.
Процесс повторяется.
Система кондиционирования салона
СК состоит из герметичных замкнутых контуров с высоким и низким давлением
Основные неисправности
Для поддержания работоспособности СК необходимо:

своевременно проводить ремонт и обслуживание её составляющих;
периодически проверять её герметичность;
дозаправлять РК при необходимости хладагентом (фреоном).
В процессе эксплуатации возможна утечка фреона. Нормальным считается снижение его количества в системе не более, чем на 15% в год. Специалисты рекомендуют заправлять кондиционер каждые три года. В автомобилях с большим пробегом дозаправку следует делать чаще. Технология этого процесса для всех автомобилей практически одинаковая.

Утечка фреона из СК возможна по следующим причинам:

негерметичность соединений в магистралях СК;
Подключение радиатора кондиционера
Все соединения в системе кондиционирования должны быть герметичными и надёжными
механические повреждения трубок системы;
Повреждённая трубка системы кондиционирования
Повреждённые трубки СК могут привести к утечке фреона
коррозия или механические повреждения РК.
Повреждённый радиатор кондиционера
Пробоины в радиаторе кондиционера приводят к полной утечке фреона и выходу из строя СК
Заправка радиатора кондиционера
При необходимости РК радиатор кондиционера можно заправить самостоятельно. Перед этим следует проверить систему на предмет утечки фреона и устранить обнаруженные неисправности как в радиаторе, так и в трубопроводах.

Виды хладагентов
Ранее автокондиционеры заправлялись фреоном марки R-12. Однако с середины 1992 года R-12 был запрещён по причине негативного влияния на озоновый слой. Поэтому с 1992 года стали использовать фреон R-134а.

Различные типы хладагентов
Фреон R12 применяется в качестве хладагента лишь в старых автомобилях
Проблема марки фреона актуальна лишь для автомобилей, изготовленных на рубеже 1992/93 годов, так как автопроизводители не сразу стали использовать R-134а. В этом случае следует посмотреть на наклейку с внутренней стороны капота, на которой указан тип хладагента. Кроме этого, фреон R-134а заправляется через штуцер большего диаметра.

Объём заправки
Количество необходимого для СК фреона также указано на наклейке с внутренней стороны капота.

Наклейка с информацией о хладагенте
Рекомендуется в радиатор кондиционера заправлять указанное количество фреона
Если такая наклейка отсутствует, необходимую информацию можно получить у дилера или найти в интернете. Отечественные автомобили, как правило, оснащаются кондиционерами с количеством фреона от 750 до 1000 г.

Фреон в баллончике
Жидкость для заправки содержит не только фреон, но и специальное масло для смазки рабочих частей компрессора
Оборудование и инструмент для заправки
Перед заправкой необходимо проверить давление в СК. Для этого потребуется:

метрологическая станция (МС);
набор шлангов;
переходник с краном для подключения баллона с фреоном к СК;
Переходник с краном
Для соединения баллона с фреоном и кондиционера используется специальный переходник
фреон (R-12 или R-134а) в специальном баллоне.
Для самостоятельной заправки кондиционеров в продаже можно найти уже готовые комплекты.

Набор для заправки кондиционера
Для самостоятельной заправки кондиционеров в продаже можно найти уже готовые комплекты
Вооружившись таким комплектом, нужно собрать устройство для заправки. Для этого необходимо:

Откалибровать счётчик давления согласно прилагаемой к комплекту инструкции.
Калибровка счётчика давления
Инструкция для калибровки счётчика обычно имеется в комплекте для заправки кондиционера
На калибраторе регулятором выставить температуру окружающей среды (информацию можно получить с бортового компьютера).
Подсоединить переходник к баллону с фреоном (при закручивании переходника защитная пластина в заправочном отверстии баллона будет пробита иглой переходника).
Заправочное отверстие баллона с фреоном
Заправочное отверстие баллона с фреоном защищено пластиковой пластиной, которая пробивается при подсоединении переходника
Присоединить к переходнику резиновый шланг.
Подключение элементов заправочного оборудования
При подключении шлангов важно обеспечить полную герметичность собранной схемы
Противоположный конец шланга вывести к патрубку метрологической станции.
Присоединить к МС второй шланг.
Устройство для заправки кондиционера в сборе
С помощью комплекта собирается усройство для заправки кондиционера
Оборудование для заправки кондиционера собрано.

Подключение оборудования для заправки кондиционера
Устройство для заправки подключается к контуру системы кондиционирования
Порядок заправки радиатора кондиционера
Общие принципы заправки радиатора кондиционера одинаковы для всех автомобилей. Для заправки РК необходимо:

Очистить щёткой или пылесосом место присоединения патрубка низкого давления СК (попадание в систему грязи с высокой вероятностью приведёт к поломке компрессора).
Снять колпачок защиты со штуцера контура низкого давления.
Штуцер контура низкого давления
Перед присоединением шланга необходимо снять колпачок со штуцера контура низкого давления
Присоединить к штуцеру резиновый шланг.
Присоединение заправочного шланга
На штуцер контура СК для закачки фреона присоединяется резиновый шланг
Запустить двигатель.
Зафиксировать подручными средствами педаль газа акселератора на оборотах силового агрегата 1500 об/мин.
Фиксация педали газа
Педаль газа фиксируется с помощью подручных средств
Включить режим рециркуляции воздуха на максимум.
Открыть перекрывающий контур низкого давления вентиль.
Перевернуть баллон с фреоном краном вниз.
Баллон с фреоном
При заправке баллон с фреоном нужно перевернуть
Медленно открыть кран.
По счётчику отслеживать величину давления — оно должно быть около 285 кПа.
Показания счётчика давления при заправке
При заправке давление должно быть около 285 кПа
Закрыть кран при достижении температуры воздуха в салоне 5°C — 8°C (воздух в салоне в процессе заправки постепенно охлаждается, холодным станет и шланг заправочного штуцера).
Измерение температуры поступающего в салон воздуха
Заправка кондиционера продолжается до достижения минимальной температуры
Видео: заправка кондиционера своими руками

Ремонт радиатора кондиционера
Выход из строя радиатора кондиционера обычно связан с его механическими повреждениями и утечкой фреона. РК можно отремонтировать или заменить на новый. Целесообразность ремонта полностью определяется масштабом повреждений.

Утечка хладагента может происходить и без видимых проблем. Так как фреон находится в радиаторе под давлением, из-за коррозии внутренних поверхностей он может начать вытекать из совершенно неожиданных мест.

Причины выхода из строя
Наиболее часто причинами выхода РК из строя являются:

механические повреждения;
Механические повреждения радиатора кондиционера
Механические повреждения часто можно устранить сваркой или пайкой
отсутствие обслуживания при длительной эксплуатации;
несвоевременная или некачественная очистка и промывка.
Эти причины приводят к возникновению трещин в корпусе РК, которые довольно просто устранить самостоятельно. Если же наблюдается масштабная коррозия, радиатор следует заменить на новый.

Повреждённый коррозией радиатор кондиционера
Коррозия разрушила часть трубок, и радиатор восстановлению не подлежит
Перед ремонтом радиатор прежде всего необходимо снять с автомобиля и тщательно осмотреть на предмет наличия трещин и других повреждений. Чтобы не повредить РК, его демонтаж следует проводить крайне аккуратно.

Поиск мест утечек фреона
Поиск мест вероятной утечки хладагента может осуществляться различными способами.

Использование специального устройства — течеискателя, который может обнаружить даже незначительное содержание фреона в воздухе. Имеющиеся в продаже приборы обладают высокой чувствительностью, быстро и легко определяя точное место утечки.
Течеискатель
Течеискатель позволяет быстро определить точное место утечки
Использование ультрафиолетовой лампы и специального красителя, который добавляется в смесь масла с фреоном при заправке РК по традиционной технологии. Затем несколько раз включают и выключают кондиционер и лампой проверяют РК с разных сторон. В местах утечки будут наблюдаться следы или испарения жёлто-зеленого цвета.
Поиск утечки фреона ультрафиолетовой лампой
С помощью ультрафиолетовой лампы и специального красителя можно легко отследить утечку хладагента
Существуют и другие методы поиска мест утечки фреона (например, азотный) не только из РК, но и из других элементов системы кондиционирования.

После проверки радиатора на предмет утечки исследуется вся система кондиционирования.

Ультрафиолетовая лампа
После проверки радиатора ультрафиолетовой лампой исследуется вся система кондиционирования

Порядок удаления фреона из радиатора кондиционера и меры безопасности
Фреон R12 запрещён к использованию, так как уничтожает озоновый слой планеты. Удаляют R12 из системы кондиционирования на специализированных автосервисах, где его собирают в специальные ёмкости.

Фреон R12
С 1992 года фреон R12 запрещён экологами к использованию
Для безопасного удаления хладагента из СК автомобиля потребуются:

плотные перчатки (при стравливании фреона можно обморозить руки);
Защитные перчатки
Перчатки защитят руки от риска обморожения при стравливании фреона
защитные очки и респиратор;
металлический прут, имеющий длину около метра и толщину, позволяющую нажимать на ниппели двух контуров СК;
скотч или изолента;
щётка для очистки трубок контуров СК.
Щётка для очистки
Щётка используется для тщательной очистки патрубков от грязи
Для удаления фреона нужно выполнить ряд действий в следующем порядке:

Разместить автомобиль на открытом воздухе.
Щёткой аккуратно очистить патрубки низкого (2 атм) и высокого (12 атм) давления СК от грязи и налёта.
Патрубок с клапаном для заправки кондиционера
Клапан для заправки закрыт пластиковым защитным колпачком
Снять пластиковые защитные колпачки с патрубков.
Надев защитные средства, произвести поочерёдное нажатие на ниппели клапанов патрубков до полного выхода из СК фреона.
После отсоединения трубок защитить их торцы от попадания грязи или влаги изолентой или скотчем.
Фреон R-134а не опасен для окружающей среды, но опасен для здоровья. Поэтому при удалении остатков фреона из СК необходимо строго соблюдать технику безопасности. А именно:

все работы проводить на открытом воздухе, вдали от открытых источников огня (горение фреона сопровождается выделением ядовитых газов);
при стравливании остатков хладагента использовать индивидуальные средства защиты;
при стравливании фреона с патрубков контуров использовать подручные средства (металлический прут для нажатия на ниппель контура на безопасном расстоянии).
Демонтаж радиатора кондиционера
Чаще всего причиной выхода из строя системы кондиционирования являются неисправности компрессора. Второе место занимает радиатор. Расположение РК в различных автомобилях заметно отличается. Чаще всего он установлен перед радиатором системы охлаждения, реже— за ним или сбоку от него.

Снятие патрубков
Трубки, подключённые к РК, покрыты специальной изоляцией, которую при демонтаже следует сохранить. В противном случае они быстро выйдут из строя и потребуют замены.

Изоляция трубок радиатора кондиционера
При демонтаже трубок нужно аккуратно обращаться с изоляцией, так как приобрести новую достаточно проблематично
Демонтаж корпуса радиатора
На большинстве современных автомобилей демонтаж радиатора кондиционера производится из смотровой ямы или на эстакаде, так как при этом не потребуется снимать ряд других деталей и узлов. В любом случае при замене РК придётся снять:

защиту двигателя;
передний бампер;
радиаторную решётку;
оптику.
В некоторых автомобилях РК можно снять лишь сверху. Алгоритм демонтажа индивидуален для каждой конкретной модели.

Устранение механических повреждений
Незначительные трещины и повреждения можно устранить с помощью специальных порошковых герметиков. Для этого необходимо:

Промыть и высушить снятый РК.
Засыпать в радиатор герметик в виде порошка в количестве, указанном в инструкции по применению.
Герметик-порошок для радиатора кондиционера
Использование герметика в виде порошка оправдывает себя лишь при незначительных повреждениях радиатора кондиционера
Залить в РК воду, нагретую до температуры, указанной в инструкции.
При взаимодействии с водой порошок разбухнет и закроет мелкие трещины в трубках радиатора изнутри.

При выборе порошкового герметика следует обращать внимание на производителя и рекомендации специалистов. Дешёвое средство может усугубить ситуацию, повредив всю СК и забив её каналы.

Снаружи повреждения и трещины заделываются с помощью эпоксидного клея или холодной сварки. Порядок действий следующий:

Тщательно зачистить места утечки наждачной бумагой.
Нанести эпоксидный клей или холодную сварку в соответствии с инструкцией.
Холодная сварка
При ремонте радиатора кондиционера можно использовать холодную сварку
На большие трещины перед нанесением эпоксидного клея или холодной сварки наложить пластину из жести.
При более серьёзных повреждениях используют сварку или пайку. Обычно применяются сварка аргонного типа и специальное напыление газодинамическим способом.

Аргонная сварка
В отдельных случаях для ремонта радиатора кондиционера применяется аргонная сварка
Для успешной аргонной сварки необходимы:

наличие сварочного оборудования;
Сварочный аргонный аппарат
Сварочное оборудование стоит довольно дорого
навыки аргонной сварки;
присадочный материал, тип которого зависит от материала РК.
Присадочный материал для аргонной сварки
Присадки выбираются в зависимости от материала радиатора кондиционера
Перед пайкой повреждённое место тщательно обезжиривается.

Все эти способы актуальны, если площадь повреждения незначительна. Трубки с трещинами по всей длине меняются целиком. Для этого трубка нагревается паяльником и снимаются с корпуса РК.

Ремонт радиатора кондиционера
При наличии оборудования и определённых навыков ремонт радиатора можно провести самостоятельно
Видео: ремонт радиатора кондиционера пайкой

Очистка системы кондиционирования
Кондиционер обычно заправляется после зимы, в это же время рекомендуется провести чистку СК. Для этого используют специальную пену, продающуюся в баллончиках.

Пена для очистки радиатора кондиционера
С помощью пены можно быстро и эффективно очистить систему кондиционирования
Порядок очистки следующий:

Снять с патрубка для дренажа гибкий шланг (патрубок находится внизу, за панелью из пластика перед пассажирским сиденьем).
Дренажный шланг радиатора кондиционера
Дренажный патрубок расположен внизу за панелью из пластика перед пассажирским сиденьем
Установить на дренажный патрубок шланг от очистителя и протянуть его до упора вверх.
Очистка системы кондиционирования
На дренажный патрубок устанавливается шланг от очистителя
Подготовить пустую ёмкость для сбора пены.
Запустить двигатель.
Ёмкость для сбора пены
При очистке радиатора отработанная пена собирается в отдельную ёмкость и утилизируется
Включить кондиционер в режиме рециркуляции воздуха.
Блок управления системой отопления и кондиционирования
Блок управления системой отопления и кондиционирования находится на передней панели
Покинуть автомобиль и дать двигателю поработать около 15 минут. За это время пена должна пройти во все полости не только РК, но и радиатора печки.
Для очистки радиаторов кондиционера и печки их демонтаж не требуется. После проведения работ специалисты рекомендуют заменить салонный фильтр.

Вакуумирование радиатора кондиционера
Если в СК осталось менее 50% от необходимого количества фреона, высока вероятность попадания в систему воздуха или воды. Это, в свою очередь, приведёт к поломке компрессора и других элементов СК.

Повреждение трубки кондиционера коррозией
Из-за остатков влаги в системе кондиционирования вероятность внутреннего повреждения патрубков и радиатора коррозией очень велико
Для удаления влаги или воздуха потребуется вакуумирование РК с помощью специального вакуумного насоса и манометрического коллектора. Процесс довольно сложный и требующий приобретения дорогостоящего оборудования. Поэтому в этом случае лучше обратиться к специалистам. Через некоторое время после удаления из РК воздуха и влаги можно приступать к заправке фреоном.